Полезная информация
Соответствие ростовых групп дошкольной и школьной мебели.
Выбор правильного размера школьных парт и стульев имеет большое значение для сохранения здоровья и правильного физического и интеллектуального развития школьника. Вполне очевидно, что от этого зависит осанка ребенка. А учитывая, что за партой школьник проводит практически все свое школьное время, правильная осанка становится чуть ли не решающим фактором сохранения здоровья.
Размеры школьных парт и стульев регулируются соответствующими ГОСТами и СНиПами. Эти установления определяют, какими именно по размеру должны быть парты, скамейки, стулья и как эти размеры соотносятся с ростом ученика и его возрастом. Всего существует семь ростовых групп школьной мебели – с нулевой по шестую. В соответствии с этими ростовыми группами подбирается мебель не только в школы, но и в дошкольные образовательные учреждения. Нормативы регулируют не только общую высоту и ширину столов и стульев, но и относительные размеры различных элементов мебели. Так, например, для стула важна не только общая высота, но и высота сиденья над полом и расстояние от сиденья до нижнего и верхнего срезов спинки. Не менее важным является высота стула или скамейки относительно высоты парты.
Расстояние от заднего края стола к сидению - дифференция – сопоставляется с разностью высот сидения и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника и требует добавить к этой цифре добавлением 5,0-6,0 см. Неверная дифференция вынуждает сидящего за партой школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, а это приводит к асимметрии положения тела, что может вызвать искривление позвоночника а также к проблемам со зрением, поскольку это вызывает не допускаемое санитарными нормами сокращение или увеличение расстояния от глаз до рабочих поверхностей. Облик школьной мебели, к которому мы привыкли, не взялся ниоткуда, а был определен именно этими нормами.
Традиционно группы с нулевой до третьей используются в детских садах, а с третьей по шестую – в школе. Третья группа, как мы видим, является промежуточной и встречается как в школах, так и в детских садах. Как уже было сказано, ростовая группа мебели зависит от типичного роста учеников определенного возраста. Шаг шкалы, которая определяет это соответствие – 15 см., поскольку различие ростовой группы в пределах пятнадцати сантиметров роста ученика не может повлечь особых неудобств и проблем со здоровьем. Естественно, рост учеников одного и того же класса или детсадовской группы может различаться более, чем на15 см. и это следует учитывать при выборе мебели и стараться укомплектовать помещение партами различных ростовых групп в соответствии с конкретными потребностями.
Приведенная таблица поможет вам сориентироваться в вопросе соответствия ростовых групп относительно роста учеников.
Ростовая группа |
Высота стола/парты (мм) |
Рост ученика (см) |
Класс |
0 |
400/240 |
85-100 |
до 1 класса |
I |
460/260 |
100-115 |
до 1 класса |
II |
500/300 |
115-130 |
до 1 класса |
III |
580/340 |
130-145 |
до 1 класса или 1 класс |
IV |
640/380 |
145-160 |
1-3 класс |
V |
700/420 |
160-175 |
4-7 класс |
VI |
760/460 |
более 175 |
8-11 класс |
|